Наружного освещения школьной территории: как делать правильно

Отправляя своего ребенка в школу, все родители хотят, чтобы он получал не только качественное и полноценное образование, но и находился в безопасности. Одним из способов сделать образовательные сооружения более безопасными для нахождения на их территории детей является создание квалифицированной системы освещения.

При этом освещение одинаково важно как для внутренних помещений, так и для прилегающей к зданию территории. В данной статье мы рассмотрим, на какие требования и нормы существуют для наружного типа освещения.

Особенности учебных заведений в плане планировки

Прежде, чем искать, какие нормы и требования существуют для организации правильной подсветки прилегающей к школе территории, необходимо разобраться с ее организацией. Очень часто учреждения среднего образования представляет собой разветвленную инфраструктуру, в которую входят:

  • непосредственно само здание школы;
  • открытые уличные площадки, на которых дети занимаются спортивными занятиями во время уроков физкультуры;
  • прилегающая к зданию территория. В нее входят не только спортивные площадки уличного типа, но и дорожки между зданиями, места для отдыха школьников и т.д.;
  • различного рода сооружения, в которых могут храниться садовый инвентарь для поддержания красивого и ухоженного внешнего вида прилегающей территории к школе;
  • пути подъезда транспортных средств и т.д.
Изображение школы

Территория школы

Несмотря на то, что дети проводят в школе в светлое время суток (утро, день и иногда только вечер), освещение школы должны быть оптимальным на любом участке, будь то классные комнаты или уличные дорожки между корпусами. При этом внимание наружному освещению должно уделяться не меньше, чем внутреннему. Это связно с тем, что даже в светлое время суток потребность в таком типе подсветки может возрасти. Обычно наружное освещение в школе требуется включать в следующих ситуациях:

  • пасмурный день;
  • дождливый день;
  • короткий световой день. Наиболее часто наружное освещение нужно в холодное время года (осень, зима). В это время световой день становится коротким и детям приходиться идти в школу тогда, когда на улице еще не посветлело;
  • проведение спортивных состязаний на уличных площадках при хорошей погоде в вечерне часы. Такая потребность возникает при проведении различных праздничных и спортивных мероприятий, которые затягиваются на большую часть дня;
  • в вечернее и ночное время суток, когда наружное освещение выполняет роль охранного.

Обратите внимание! Наружное освещение школьной территории в ночное время суток снижает риск вандального нападения на здание школы с целью нанесения ей материальных убытков. Некоторые люди могут проникать на территорию образовательного учреждения с целью погромов или кражи.

Школа

Освещение в вечернее время школы

Как видим, на территории школы по самым разнообразным причинам нужно качественное и полноценное освещение, которое позволит избежать целого ряда негативных последствий, как для людей, так и для самого здания.

Какое значение имеет свет для детей

Освещение учебных заведений различного профиля обладает одними из наиболее жестких требований, поскольку неправильно организованный световой поток может оказывать негативное влияние на различные аспекты жизни и здоровья человека. При этом наиболее выражен негативный эффект некачественной подсветки именно на детей дошкольного и школьного периода, которые находятся в стадии активного роста и формирования всех систем организма. Даже неправильно организованное освещение школьной территории может оказывать следующее неблагоприятное влияния:

  • снижать двигательную активность детей во время уроков физкультурой;
  • угнетать или наоборот, чрезмерно возбуждать, нервную систему. В результате этого дети могут становиться более инертными или агрессивными. Кроме этого, с повышением агрессивности, увеличивается число драк между школьниками, а также травмированы и несчастных случаев;
  • снижать успеваемость.

При этом негативное влияние распространяется не только на детей, но и на весь обслуживающий персонал образовательного учреждения, начиная от директора и закачивая техническим персоналом.
Поэтому, чтобы избежать столь неприятного развития, разработаны нормы и правила, применяемые к системе освещения. Все они указаны в СНиП и СанПин.

Какие функции выполняет данная подсветка

Уличное освещение на территории школы должно выполнять следующие функции:

  • создает оптимальный световой поток, которые дает возможность школьникам хорошо видеть дорогу;
  • повышает безопасность перемещения детей по территории школы, снижая риск получения ими травмы;
  • создает качественное охранное освещение, с помощью которого легко выявить несанкционированное проникновение людей на территорию образовательного учреждения. Причем максимальная эффективность такой системы достигает путем установления охранных камер по всему периметру школьной территории;
Ночное освещение

Подсветка школы ночью

  • декоративная. Такую функцию выполняют наружные осветительные приборы, установленные на фасаде здания. Но здесь одновременно выполняется и охранная функция, так как фасадные светильники снижают риск вандального битья окон.

Чтобы наружное освещение школьной территории смогло выполнять все возложенные на нее функции и обязанности, ее следует организовывать, опираясь на определенные нормы и правила.

Обратите внимание! Все нормы, требования и правила, которым следует придерживаться при организации любого типа подсветки, приведены в специализированной документации (СНиП и СанПин).

О чем говорится в регламентирующей документации

Из выше сказанного видно, что организацией наружного освещения на территории школы должен заниматься профессионал, который ориентируется во всех нормах и правилах, а также сможет учесть все нюансы такого типа подсветки. Все они прописаны в СНиП и СанПин. Ниже приведена таблица с указанием норм освещённости по СНиП для различных уличных объектов, которые могут быть размещены как на территории школы, так и в других местах (например, дворы).

Нормы СНиП

Нормы освещенности по СНиП

Согласно СНиП и другим регулирующим норму освещенности документам, освещение школьной территории должно отвечать четким требованиям. К ним можно отнести следующие моменты:

  • равномерное освещение всего периметра школы. Такой световой поток позволит школьников, а также работников комфортно передвигаться по всей территории школы к любым элементам ее инфраструктуры в темное время суток;
  • соблюдение нормы, которые прописаны в СНиП в соответствующих разделах;
  • соответствия осветительных приборов требованиям СНиП и ГОСТа;
  • соответствие источников света нормам СНиП;
  • соблюдение расстояния межу наружными светильниками для создания ими общего и равномерного светового потока.

В СНиП указано, что норма уровня освещенности для территории, находящейся вблизи школьных учреждений находиться в диапазоне от 10 до 40 люкс.

Обратите внимание! В разные года норму освещённости для образовательных изменений претерпевали различных изменений. На сегодняшний день они установлены именно в таком диапазоне.

Такого уровня вполне достаточно для того, чтобы создать функциональное утилитарное или декоративное освещение.
Кроме этого стоит знать, что в зависимости от типа освещения (утилитарное или декоративное), в регламентирующей документации прописаны разные требования.

Требования к утилитарному освещению

Фонарь

Консольные светильники

Такой тип освещения организуется в тех зонах, где уровня в 10-40 люкс вполне достаточно. Данная функция ложится на плечи консольных светильников, которые устанавливаются на высоте в 5-8 метров. Их размещают по всему периметру школы.

Такие осветительные приборы размещают на стальных и граненых опорах типа ОГК. Они, по сравнению с железобетонными опорами, имеют значительно больше преимуществ в плане эстетики и технических характеристик.
На граненные стальные опоры светильники, дающие утилитарное освещение, надеваются тремя способами:

  • однорожковый или двухрожковый метод;
  • торшерный способ установки;
  • с помощью кронштейных элементов.

Такой способ подсветки позволяет качественно и равномерно подсветить всю школьную территорию.

Источники света, используемые для подсветки школьной территории

Лампочки

Лампы ДНАТ

Сегодня школьные учреждения муниципального плана обычно финансируются из бюджета, который ограничен в средствах, а также за счет родителей. Поэтому оптимальным видом осветительных приборов в данной ситуации будут торшерные или консольные светильники, в которых источниками света будут выступать лампы ДНАТ типа ЖТУ или ЖКУ.

Преимущества этих источников света заключаются в следующих моментах:

  • доступная стоимость лампочек;
  • достаточная экономичность в плане потребления электроэнергии;
  • световой поток таких источников света светится приятным желтым светом.

Обратите внимание! Наиболее лучшим сочетание лампочек ДНАТ является использование их со светильниками серии ЖТУ 06-100-004. При этом наружное освещение будет рассеянным при использовании матового рассеивателя.

Также отличным вариантом в данной ситуации будут лампы ДРЛ. Они должны использоваться в осветительных приборах РТУ И РКУ.

Варианты лампочек

Лампы ДРЛ

Такие источники света являются самыми дешевыми, но при этом имеют непродолжительный период службы, а также меньшим световым потоком, если сравнивать их с лампочками ДНАТ.
Самым лучшим вариантов, которые позволит сэкономить на электропитании, а также покупки новых лампочек, являются светодиодные лампочки и светильники.
Светодиодные лампочки характеризуются следующими преимуществами:

  • длительный период службы;
  • самое низкое потребление электроэнергии;
  • качественный по своим техническим характеристикам световой поток.
Светодиодный вариант ламп

Светодиодные лампочки

Здесь имеется один существенный минус – светодиодная (led) продукция достаточно дорогая. Но ее покупка окупится достаточно быстро и будет заметна на коммунальных счетах, пришедших за потребление электроэнергии.

Какие осветительные приборы можно использовать на территории школы

Лампы

Антивандальный светильник

Какие светильники применимы при организации освещения на школьной территории, мы немного коснулись в предыдущих подпунктах. Здесь же остановимся на требованиях, которым они должны отвечать. На них же должен опираться выбор осветительных приборов.
Уличные светильники для освещения школьной территории должны отвечать следующим требованиям:

  • иметь высокий класс влагозащищенности (IP);
  • дополнительную антивандальную защиту для эффективной службы в любых климатических условиях: сильный ветер, дождь, град, жара и т.д.;
  • изготавливаться из стойких к механическим повреждениям материалов, которые должны быть экологически чистыми;
  • быть простыми в эксплуатации;
  • иметь заземление. Особенно это касается светильников, установленных на опорах;
  • иметь длительный срок эксплуатации.

При этом в выборе осветительных приборов следует брать во внимание место их размещения (на столбах, торшерного плана, на фасаде здания и т.д.). К примеру, для создания функционально-декоративного освещения нужно использовать торшерные опоры типа КО, ОП, НП/НФ с высотой в 3-5 метров.

Заключение

Для создания на территории школы качественного наружного типа освещения нужно учитывать не только нормы и требования, приведенные в специальной документации (СНиП и СанПин), но и особенности самой территории и места размещения осветительных приборов. Только так получится создать равномерное освещение прилежащей школьной территории, чтобы не ней было удобно и комфортно передвигаться школьникам и работникам школы.

Полезные материалы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *