Уличное освещение сегодня очень разнообразно и многофункционально, в отличие от внутренней подсветки жилых и нежилых помещений. Для его правильной организации нужно знать нормы и требования, а также соответствующий ГОСТ, без которых невозможно оценить весь спектр факторов, влияющих на наружный тип подсветки.
В уличном освещении важную роль играет подсветка автомагистралей, ведь от этого напрямую зависит безопасность дорожного движения, а также жизнь и здоровье людей. Поэтому здесь имеются жесткие нормы и требования соответствия параметров ГОСТ в используемом осветительном оборудовании.
Освещение автомобильных дорог, особенно в городах и населенных пунктах городского типа, является самым важным элементом наружной подсветки. Наша статья расскажет вам о том, какие нормы, требования и ГОСТы существуют в этом вопросе, а также как грамотно подобрать и установить светильники на дорогах населенных пунктов.
Особенности подсветки проезжей части
Для любого города, как и в населенных пунктах поменьше, подсветка дорог представляет собой важную задачу. Это, прежде всего, связано с тем, что малейшие нарушения со стороны организации системы освещения могут повлечь за собой человеческие жертвы.
Обратите внимание! Освещение улиц и дорог является одним из значимых факторов, который обеспечивает безопасность автомобилистов и пешеходов.
Поэтому наличие здесь проблем с освещением (его полное отсутствие, низкое качество, нарушение норм, ГОСТов и т.д.) приведет к резкому повышению потенциально опасных ситуаций на дорогах и улицах населенных пунктов, которые нередко заканчиваются трагическими последствиями.
Поэтому здесь существуют жесткие требования и нормы, а также свой ГОСТ. Все они прописаны в специальной документации (СНиП и СанПин). Все эти нормы и ГОСТ должны неукоснительно соблюдаться при проектировании освещения дорог и автомагистралей в населенных пунктах. СНиП содержит в себе жесткие требования, которые служат гарантией того, что освещение на проезжей части любых населенных пунктах будет максимально эффективно и безопасно.
Роль освещения автомагистралей в городах и селах сводится таким задачам:
- полноценное освещение проезжей части в вечерние и ночные часы;
- создание максимально безопасных условий для вождения на дорогах и автомагистралей;
- светильники, размещенные вдоль проезжей части, должны давать достаточный уровень освещенности, чтобы водители даже в ночное время могли хорошо рассмотреть дорогу и увидеть на ней встречную машину или пешехода, идущего по обочине.
Для того чтобы освещение проезжей части в населенных пунктах было достаточным, проводятся специальные расчеты. Здесь уличное освещение опирается на несколько параметров:
- нормы и требования СНиП, которые касаются уровня освещенности;
- ГОСТ, который определен для осветительных приборов. Все светильники, имеющие люминесцентное, светодиодное или галогеновое освещение, должны отвечать требованиям соответствующего ГОСТ;
- мощность светового потока, который производят источники света (светодиодные, люминесцентные или галогеновые лампочки).
Обратите внимание! В организации уличного освещения большая роль отводится не столько осветительным приборам, сколько их источникам света. Лампочки, вкрученные в светильники, не должны иметь слепящий эффект и давать равномернее освещение конкретного участка на дороге.
Требования к подсветке дорожного полотна
Как уже отмечалось выше нормы, ГОСТ и требования, которые обязательно следует учитывать при создании наружного освещения на дорогах населенных пунктов, прописаны в регламентирующей документации – СНиП и СанПин. Причем больше всего в данной ситуации нужно опираться на нормы и ГОСТ, указанные в СНиП. В разных разделах этих документов четко прописаны нормы для каждой конкретной ситуации.
СНиП собой регламентирует необходимый уровень освещенности, при котором водители имеют возможность своевременно и адекватно оценивать дорожную ситуацию. Для проезжих участков в населенных пунктах необходимо рассчитать среднюю величину горизонтальной освещенности. Данный параметр должен быть следующим:
- для магистральных дорог и улиц, имеющих районное значение, средняя величина горизонтальной освещенности должна быть около 6 лм/кв.м;
- для дорог и улиц местного назначения, имеющих переходной тип покрытия — 4 лм/кв.м;
- при наличии на улицах и дорогах покрытия другого типа — 2 лм/кв.м.
Приведенные выше в СНиП показатели гарантируют тот факт, что водитель сможет хорошо различать на достаточном удалении приближающие транспортные средства, а также все неровности дорожного покрытия.
Обратите внимание! Неровности и различного рода изъяны на дороге могут стать причиной ДТП.
Кроме этого освещение на проезжей части не должно быть сильно ярким, иначе световой поток будет слепить водителей, что в конечном счете приведет к аварии.
Таким образом, нормы и требования, а также ГОСТ дают возможность для каждой отдельной ситуации организовать необходимый уровень освещенности. Световой поток, создаваемый системой освещения, не должен быть низким или чрезмерным. Чтобы организовать уличное освещение на оптимальном уровне, в СНиП и указаны конкретные нормы.
Особенности организации подсветки дорожного полотна
Освещение для дорог и улиц в вечернее и ночное время является неотъемлемой частью современного общества.
При определении норм в СНиП за основу брались способности зрительного анализатора человека. Ночью зрение человека имеет возможность адаптироваться к плохой видимости и различать объекты в свете звезд при уровне освещенности в 0,1 люкс. Но чтобы человек имел возможность комфортно перемещаться по обочине дороге или ехать в автомобиле, уровень освещенности, создаваемый осветительными приборами, должен составлять не менее 2 люкс. Поэтому организация искусственного освещения автомагистралей и дорог в населенных пунктах является необходимостью.
Свет в данном случае должен отвечать следующим требованиям:
- давать равномерное освещение дорожного полотна. Для этого светильники следует устанавливать через равные промежутки, которые прописаны в СНиП;
- световой поток следует направлять не в небо, а на дорогу;
- полноценное освещение пространства вокруг движущего транспортного средства, включая обочину и соседнюю полосу;
- наличие небольшого количества светового потока, который направлен по горизонтали. Такая подсветка позволяет увеличить дистанцию видимости и едущие навстречу машины будут намного заметнее даже глубокой ночью;
- неслепящее освещению дорог.
Обратите внимание! Большое внимание в подсветке следует обращать на автомагистрали. Эти дороги предназначены для быстрой езды, поэтому для них следует создавать наиболее комфортные условия для перемещения автотранспорта.
Рекомендации по организации подсветки дорожного полотна
При организации освещения дорог и автомагистралей светильники следует устанавливать на определенных участках. Число световых точек, а также их расположение определяются такими параметрами:
- характеристики дорожного полотка;
- предназначение дороги (автомагистраль, проселочный участок и т.д.);
- тип населенного пункта, через который проходит полотно (город, село и т.д.).
Поэтому светильники, с помощью которых формируется подсветка, будут различаться в зависимости от конкретного случая:
- для широких дорог светильники должны иметь мощность в 250-400 Ватт;
Обратите внимание! Главные дороги, вне зависимости от ширины, всегда освещаются лучше всего. Это связано с тем, что на них имеется повышенный риск дорожно-транспортных происшествий.
- для дорог второстепенного назначения светильники должны иметь мощность в 70—250 Ватт.
Кроме этого большое значение в создании подсветки дорожного полотна играют и сами светильники. От их правильности выбора зависит безопасность передвижения по населенным пунктам. Уличное освещение населенных пунктов будет тем интенсивнее, чем больше их площадь.
Правильно подбираем осветительные приборы для подсветки дорожного полотна
Именно от правильности выбора светильника и его размещения зависит качество уличного освещения. Подбор осветительной аппаратуры для дорог регламентирует ГОСТ. Для системы наружного освещения светильники должны отвечать ряду требований:
- иметь простое и неприхотливое обслуживание;
- обладать надежной защитой от разнообразных климатических условий (снег, дождь, град, сильные порывы ветра и т.д.);
- иметь высокий класс влагозащищенности (не менее IP55);
- обладать антивандальной защитой;
- потреблять минимум электроэнергии и при этом давать мощный световой поток;
Обратите внимание! Самыми выгодными по всем параметрам на сегодняшний день являются светодиодные источники света. Но из-за их высокой стоимости они часто заменяются галогеновыми или люминесцентными аналогами.
- продолжительный срок службы, как светильника, так и источников света;
- иметь простой дизайн и гармонично сочетаться с опорами. Особенно это важно (с эстетической точки зрения) для городских дорог:
- наличие оптической системы для создания направленного светового потока.
Наиболее часто осветительные приборы имеют подвесной способ крепления, что позволяет эффективно их закреплять на фасадах зданий или специальных опорах (светильники консольного типа). Расстояние между столбами должно равняться 50 метрам, а их высота может варьироваться от 5 до 12 метров в зависимости от существующих потребностей.
Заключение
Подходить к освещению дорог и автомагистралей нужно с четким пониманием того, что от этого будут напрямую зависеть жизнь и здоровье людей. Поэтому учет норм, требований, а также ГОСТов в данной ситуации является необходимостью, без которой нельзя. Только в таком случае передвижение транспортных средств по дорогам будет комфортным и безопасным, а уличное освещение — правильным.